Кто такой продакт-менеджер, сколько он зарабатывает и как им стать
Продакт-менеджер — одна из самых популярных на сегодняшних день профессий. Но чем именно занимается специалист, какими компетенциями должен обладать и стоит ли вам присмотреться к вакансии? Рассказываем вместе с экспертами.
Кто такой продакт-менеджер
Продакт-менеджер (или, коротко, продакт) — это специалист, который отвечает за продукт или его часть. Продуктом может быть как видеоигра или сайт газеты, так и приложение для доставки еды и даже iPhone. Продакт-менеджер отвечает за создание, вывод на рынок и дальнейшую поддержку нового продукта, при этом он должен предложить рынку решение, которого нет у конкурентов и тем самым помочь компании стать успешнее и заработать больше денег.
Не стоит путать продакт-менеджера (product manager) с проджект-менеджером (project manager), хотя в небольших компаниях функции этих специалистов иногда выполняет один человек.
Продакт отвечает за сам продукт, за его идею и развитие, за то, как поставить задачу разработчикам. Именно он — связующее звено между руководителями и техническими исполнителями.
Проджект функционирует внутри команды разработки: собирает требования от продакт-менеджеров и заказчиков, работает с гипотезами, показателями и метриками, дает техническое задание (ТЗ) разработчикам, тестировщикам, аналитикам, связывает между собой этих людей и контролирует процесс.
Чем занимается продакт-менеджер
Ключевая задача продакт-менеджера — создание новых и развитие существующих продуктов для клиентов. Вадим Смаков, продакт-менеджер «СберСервиса», в качестве основных функций выделяет:
- определение потребностей и задач клиентов;
- масштабирование продукта на новые сегменты клиентов и рынки;
- процесс создания и трансформации продукта;
- расчет финансового потенциала от создания или трансформации продукта;
- постановка целей и планирование работы в команде;
- поиск спонсора и защита бюджета для реализации;
- организация работы команды;
- измерение результатов;
- развитие сотрудников и себя.
«Когда бизнес приходит к нам за прокачкой продуктовых команд, запрос приблизительно звучит так: «Научите наших продактов говорить с бизнесом. Нам не нужны отчеты о количестве новых фичей, которые мы запустили. Мы хотим понимать, как те или иные решения помогают нашему бизнесу расти».
Это значит, что продакт-менеджер должен подходить к продукту комплексно: уметь формулировать ценностное предложение, работать с рынком и проводить анализ конкурентов; понимать, какие существуют каналы доставки ценности до пользователей и способы монетизации», — комментирует Роман Симуков, руководитель образовательного направления в humex.
Навыки продакт-менеджера
Основные навыки продакт-менеджера:
- проведение количественных и качественных исследований;
- формирование и валидация гипотез роста и ценности продукта;
- построение карт клиентских путей;
- сегментирование клиентов;
- проведение анализа рынка и конкурентов;
- расчет экономики продукта;
- выделение минимально жизнеспособного продукта (MVP);
- проведение анализа, тестирования;
- управление ожиданиями заинтересованных сторон;
- использование процессных схем и методологий.
Читать материал полностью на РБК